|

2. Законы одевания одежды

Законы одевания одежды  (6 параграфов).

1.

Качество скромности, восхваляемое писанием и мудрецами во многих местах1, состоит в том, что заповедано каждому человеку быть скромным во всех его путях, и не вести себя непристойно даже не публично, а будучи наедине с самим собой, как объясняется в законах скромности, и даже если он находится наедине ночью во внутренних комнатах, следует вести себя скромно и застенчиво перед Святым, благословен Он, который „наполняет всю землю своей славой“2: "как тьма, так и свет"3 пред Ним, Благословенным. И потому пусть не оголяет свою плоть, пусть даже немного из того, что обычно скрыто под одеждой всегда, даже когда спит на кровати, и пусть накрывается простыней. И даже когда входит в туалет по нужде, когда необходимо оголить плоть, пусть оголяет лишь столько, сколько необходимо, но не более необходимого даже на немного, как это будет объяснено далее.

2.

И также, когда снимает свою одежду, чтобы спать на кровати голым, следует быть внимательным, и прикрыться немного простыней под халатом перед тем, как снять его с того места плоти таким образом, чтобы когда снимет его, это место уже оказалось под простыней. И пусть не будет открытым даже немного плоти без необходимости, даже на одно мгновение (и также тот, кто не спит голым, а лишь снимает носки с ног, сперва пусть прикроет ноги простыней и снимет их под простыней) и также когда встает после сна, потихоньку пусть наденет свой халат под простыней пока лежит, чтобы не была раскрыта даже малая часть плоти, хоть и на мгновение, без необходимости (и так же в случае наших носков, их следует надевать потихоньку, под простыней, чтобы не оголить свои ноги, которые обычно совершенно скрыты в этих странах, где не ходят босиком даже летом). И таким же образом следует быть внимательным, когда сменяет свой халат (или носки) днем или ночью, разве что он в бане, где обычно люди ходят голышом, и не возможно там по-другому. И нет распущенности в том, когда моется в реке (при этом следует раздеться и одеться вблизи реки, чтобы не идти с оголенным телом без необходимости), и его нагота не требует сокрытия, пока спускается в реку, и более того, тот, кто скрывает, выглядит, как будто он стесняется этого, как бы отрекаясь от своего союза  праотца Авраама, однако когда выходит лицом в сторону людей, пусть нагнется или положит руку на свою наготу, чтобы прикрыть ее, но пусть не притрагивается к ней, как объясняется далее4. И также, если моется в бане с людьми, если возможно - лучше прикрыть нагие места одеждой.

3.

Следует быть внимательным, чтобы осторожно одевать свою рубашку и остальную одежду чтобы не одеть наизнанку и не были видны неприглядные швы и стежки, чтобы люди не гнушались его. Если ученый Торы нечаянно одел одежду наизнанку - он должен немедленно снять ее и одеть правильно, чтобы, не дай Б-г, не попасть в категорию "тех кто презирают Меня.5" Согласно Кабале6 нужно следить за тем, чтобы не одеть два элемента одежды одновременно, так как это приводит к забывчивости.

4.

Всегда во всех делах предпочтение должно отдаваться правому перед левым, так как во всей Торе7 правая сторона является существенной - при священослужении, в отношении  большого пальца  правой руки и ноги когенов при обрядах введения в чин8, а также что касается мецоры9, и обряд халицы10, поэтому человеку также всегда следовать отдавать предпочтение правой стороне.

Следовательно при одевании обуви следует сначала обуть правый ботинок, а при снятии следует сначала разуть левый, тем самым проявляя уважение правой стороне. Когда требуется завязать шнурки, следует сначала обуть правый ботинок, а затем левый и завязать его, после чего завязать правый. Что касается завязывания - предпочтение отдается левой стороне, так как Тора выделила левую сторону в отношении завязывания ремней тфилин11. Если же обувь не нуждается в завязывании - следует сначала начать с правой стороны. Подобно этому, когда человек одевает рубашку либо другой элемент одежды, следует сначала одеть правую руку. Также это касается брюк и носков - сначала следует одеть правую ногу, а если же требуется  завязывание - начинать следует с левой стороны. Во время купания либо умащения предпочтение отдается правой руке. Если человек моет в бане все тело - начать следует с головы, так как голова - это господствующий орган тела.

5.

После одевания следует встать и ходить с немного опущенной головой, а не полностью выпрямленной осанкой и выпяченной шеей, о чем сказано12: "И они ходили с выпяченными шеями и сверкающими глазами". В такой позе запрещено пройти даже расстояние меньше чем 4 локтя. Хождение в полностью выпрямленном положении равносильно13 отталкиванию шхины, о чем сказанно14 "Полна вся земля славы Его." Полностью выпрямленная осанка характерна тем, что человек не видит то что внизу возле его ног, из-за чего ему приходится идти медленно чтобы не споткнуться. Тем не менее также не стоит сильно склонять тело или голову, но только умеренно, так чтобы можно было увидеть идущего ему навстречу человека (не нуждаясь поднимать глаза слишком высоко).

6

Мера благочестия не проходить даже расстояние в 4 локтя с непокрытой головой. Так было и во времена Талмуда, когда большинство людей ходили с непокрытой головой из-за высокой температуры воздуха. В наше время, когда люди все время покрывают головы, запрещено ходить и даже сидеть с непокрытой головой из соображений скромности, потому что тем самым человек оголяет часть тела, которая обычна покрыта. Также следует покрывать головы малолетних. Тем более это имеет отношение к нашим странам, где неевреи ходят с непокрытой головой, а святые люди еврейского народа из скромности покрывают свои головы, таким образом тот кто ходит или сидит с непокрытой головой как нееврей - нарушает запрет15 "Их уставам не следуйте."

Положить руку на голову - достаточно для демонстрации отличия, но тем не менее недостаточно для упоминания имени Б-га, как будет объяснено в главе 91.

Короткий URL: http://www.chabad.org.ua/?p=1558

Опубликовано на י״ח בניסן ה׳תשע״ב – 10.04.2012. В теме Шульхан Арух АРав. Вы можете следить за любыми отзывами на это сообщение через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв
120x600 ad code [Inner pages]
300x250 ad code [Inner pages]