|

3. Законы поведения в туалете.

Законы поведения в туалете (11 параграфов)

1.

Следует вести себя скромно во время вхождения в туалет, оголяясь только на столько,  на сколько это необходимо, и только в момент нужды. Это следует делать только сидя, лишь на тефах1 сзади и, что касается мочеиспускания - на 2 тефаха спереди. А есть версии в Талмуде, которые говорят, что наоборот. Женщина не должна оголять спереди ничего, а сзади один или два тефаха, согласно различным версиям. На практике следует оголять как можно меньшее пространство.

2.

Двое мужчин никогда не должны заходить вместе. Но один должен сесть сам, закрыв за собой дверь, чтобы другой не зашел. Если он испытывает страх оставаться там наедине, то другой человек может просунув руку через окно положить на его голову, при этом не разговаривая, так как из скромности в туалете не разговаривают. Поэтому если невозможно закрыть дверь, а другой человек хочет войти, они должны голосом подать знаки друг другу, но не разговаривать. Однако мудрецы постановили что женщинам, заходящим в постоянный туалет, а именно такой который в прежние времена размещался в полях либо в наших регионах во дворе синагоги - разрешено заходить за раз по двое или больше и разговаривать между собой чтобы их голоса были слышны снаружи, дабы не вошел туда мужчина, и не уединился бы с ними.

3.

Человек, справляющий нужду по большому на открытой местности, такой как поле, должен отдалиться на такое расстояние, чтобы та часть его тела которая оголена спереди или сзади не была видна. И нет ему необходимости отдаляться так чтобы его совсем не было видно, и даже если его будет видно издали - это допустимо.

Если человек находится за забором или во дворе за стенами дома - не следует отдаляться вовсе. Даже если кто-то услышит как он испускает воздух - это допустимо с точки зрения скромности. (Несмотря на то что многие считают это постыдным - тот, для кого это приемлемо - это приемлемо. Как мы находим во времена мудрецов Талмуда. (См. параграф 103 пункт 2 и Трумат А-дешен респонс 16)

4.

Все законы скромности касаемо туалета применимы как в дневное, так и ночное время суток, за исключением требования отдалиться в поле и т.п.  Ночью нет необходимости отдаляться вообще и можно справлять нужду по большому даже на улице. Если имеется угол, то следует опорожниться там, в случае, если там никого нет. Если же там присутствует другой еврей или же нееврей - запрещено опорожняться в его присутствии, имеется ввиду случай, когда его можно увидеть вблизи, даже если оголенная часть его тела не видна, так как это нескромно.

5.

Вышесказанное относится к испражнению, но мочеиспускание разрешено даже днем и в присутствии людей, так как существует риск бесплодия. Поэтому в момент нужды запрещено откладывать из соображений скромности но в любом случае следует отойти в сторону. Это также касается женщины в присутствии своего маленького сына.

6

Если человек опорожняется на открытом месте, без перегородок, должен стать лицом к югу а спиной к северу, или наоборот. Он не должен становиться спиной к западу или к востоку из уважения к шхине , находящейся на западе и обращенной ликом к востоку2. Поэтому запад называется передом, а восток задом, как сказано:3 "спереди и сзади Ты меня создал". Таким образом юг именуется правой стороной, или "тейман". Разрешено становиться спиной на юго-запад, северо-запад, юго-восток, или северо-восток, с учетом того, что положение тела расположено более на север или юг, чем на восток или запад, если  это не так - запрещено.

Насколько это возможно надлежит следить за тем, чтобы лицом становиться к югу а задом к северу, а не наоборот, так чтобы человек, справляющий нужду не делал это в сторону Йерушалаима и места Храма. Это применимо в большинстве этих стран, которые расположены по отношению к Йерушалаиму более в сторону севера, чем запада, и тем более в тех странах, которые расположены прямо к северу от Йерушалаима.

7.

Вышесказанное относится к открытой местности. Там же где есть перегородки, либо же только одна перегородка, даже если она расположена в сторону запада – следует сесть в сторону запада так, чтобы оказаться спиной к ней. Если перегородка к востоку – нужно сесть спиной к востоку, прислонившись к ней. Таким образом, в случае с туалетами, расположенными в домах и дворах можно не следить, в какую сторону садиться. Даже в случае, если кроме стенки самого туалета больше перегородок нет – все равно это считается  полноправной перегородкой.

Несмотря на это, так как есть авторитеты, которые полагают, что ни одна перегородка не может убрать запрет размещения лицом к востоку или западу, желательно изначально следовать их мнению насколько это возможно, и изначально не строить туалет так, что человек будет находиться задом к западу или востоку4, но – к северу.
И все это относится к опорожнению. Что же касается мочеиспускания – не важно, в какую сторону света человек будет стоять лицом, даже в сторону запада или востока на открытой местности.

8.

Не следует лишь присев, торопливо опорожняться с усилием, так как это может привести к разрыву и выпадению кольцевидной кишки, по этой причине нельзя прилагать излишние давление. Что же до вытирания – нельзя использовать для этой цели негладкий черепок и тому подобное, чтобы это не привело к разрыву или травмированию. И из этого соображения разрешили носить с собой мелкие гладкие камешки, не смотря на то, что они – мукце, и даже если есть перед ним черепок, не имеющий статус мукце. И поэтому разрешили заносить с собой в туалет много маленьких камней, сколько поместится в руке, чтобы использовать их по очереди один за другим, пока последний использованный не окажется чистым. После того как это произойдет нельзя продолжать вытираться ими в шабат. И также в будние дни не следует продолжать вытираться далее, так как это показатель того, что больше не осталось существенных фекалий, которые нужно было бы вытереть, и которые могли бы обнаружиться при в сидячем положении, ведь после вытирания также в сидячем положении, последний камешек оказался чистым. При всем этом, похвально промыть это место водой.
9

Тот, кто не привередлив к тому, чтобы вытираться пальцами руки – не должен использовать для этого правую руку, но только левую, потому что пальцами правой руки он повязывает тфилин на левую руку. И надлежит следить за тем, чтобы не использовать средний палец левой руки, так как вокруг него он обматывает ремешки тфилина. Левша, одевающий тфилин на правую руку и повязывает их левой рукой не должен вытираться правой рукой.

Сказанное выше относится к вытиранию, но стряхивать капли мочи можно также правой рукой, и также ею можно убить блоху.

10.

Мочащийся стоя, в том случае, если не приподнимет свой уд, то попадет ему на ноги много капель мочи, разрешено ему приподнять свой уд за яички. Если же капли мочи попали ему на ноги – сразу же должен убрать их, и не ходить в таком виде среди людей. Не следует держаться свой уд, чтобы поднять его, так как «держащийся за свой уд как будто приводит потоп в мир»5 и это может привести его к возбуждению и пролитию семени впустую. Это не относится к тому случаю, когда он держит уд за головку, так как это не приводит к возбуждению, также разрешено держать орган через плотную ткань по той  же причине.

Тот, кто женат, и его жена находится с ним в одном городе, и она в состоянии ритуальной чистоты, тому согласно закону разрешено держать уд не за головку, так как «есть хлеб в его корзине», то нет оснований опасаться, что он может подвергнуться лишним мыслям и возбуждению. Тем не менее, по мере благочестия следует устражаться в этом вопросе. И так же по закону это разрешается только во время мочеиспускания с целью, чтобы капли мочи не упали ему на ноги, но вертеть уд запрещено, разве что через плотную ткань, что совершенно не приводит к возбуждению.

11.

Тот, кто откладывает опорожнение или мочеиспускание - нарушает запрет мудрецов: «Не оскверняйте душ ваших»6. Однако мудрецы не установили этот запрет выше человеческой чести, и поэтому в случае когда кто-либо хочет подождать, чтобы найти скромное место для справления нужды, или не прерывать молитву Шмонэ эсрэ, или даже не отвлекаться, читая благословения Шма, то это разрешено, как это будет объяснено в законах  чтения Шма и Тфилы7. Некоторые авторитеты8 полагают, что запрет «Не оскверняйте душ ваших» не относится к мочеиспусканию. Тем не менее, это запрещено из-за опасности, а также из-за риска развития бесплодия. В случае, если человек может воздержаться на период времени равный тому, чтобы пройти один фарсанг9, от справления малой либо большой нужды, согласно всем мнениям нет угрозы опасности и нарушения запрета "Не оскверняйте душ ваших".

Некоторые авторитеты10 полагают, что запрет «Не оскверняйте душ ваших» не применим даже если человек может воздержаться на гораздо меньший период времени чем равный прохождению одного фарсанга, так как он не испытывает большого желания и нужды (имеется ввиду, что он не находится в таком состоянии, которое заключается в том, что если бы он не сдерживался, перебарывая свое желание справить нужду, то это желание взяло бы верх и он бы справил нужду без малейшего напряжения. Однако если он в таком состоянии, что желание справить нужду не взяло бы верх над его силой воздержания чтобы справить нужду без малейшего напряжения, то во время, когда он воздерживается, - не считается откладыванием, так как он всего лишь воздерживается от выполнения действия, и к нему не относится запрет «Не оскверняйте душ ваших».

Короткий URL: http://www.chabad.org.ua/?p=3371

Опубликовано на י״ד באב ה׳תשע״ג – 21.07.2013. В теме Шульхан Арух АРав. Вы можете следить за любыми отзывами на это сообщение через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв
120x600 ad code [Inner pages]
300x250 ad code [Inner pages]