|

4. Законы омовения рук

Законы омовения рук (2 параграфа)

1.
Мудрецы постановили, что нужно омывать руки водой каждое утро и произносить благословение «повелевший нам об омовении рук»1, и некоторые объясняют, что смысл этого в том, чтобы подготовиться к чтению Шма и Тфилы  в утренней молитве, так как руки все время используются, и исходя из этого вероятно касались нечистых мест на теле во время   сна, как будет объяснено.

Об омовении рук написано2: „Омою в чистоте руки свои и обойду жертвенник Твой, Г-споди, чтобы дать услышать голос благодарения…». Если воды нет, то можно омыть руки любым веществом, которое пригодно для очищения, ведь не сказано «Омою водой руки свои», но «…в чистоте», и как будет объяснено в главе 92. Тем не менее является заповедью идти на поиск воды на расстояние до одной мили. Даже идущий дорогой должен повернуться и идти назад на расстояние одной мили3, как будет объяснено там же.
На эту заповедь произносится благословение, подобно тому, как мы произносим благословение на любую заповедь-постановление мудрецов4.

Однако для изучения Торы и упоминания имени Вс-вышнего в остальных благословениях, кроме чтения Шма и Тфилы – идти на поиск воды не следует, но достаточно очистить руки любой вещью, которая очищает. Ввиду этого тому, кто в такой ситуации омывает руки водой – не следует произносить благословение. Согласно этому мнению, однако, следует что необходимо идти на поиск воды до расстояния одной мили перед полуденной и вечерней молитвой. И также согласно этому мнению следует произносить благословение «об омовении рук» перед полуденной и вечерней молитвами, если его руки не чисты и следовательно ему надлежит их омыть.

Однако не таков сейчас обычай в еврейском народе5, но произносим мы благословение «об омовении рук» только утром, ибо таково было постановление мудрецов – омывать руки водой только лишь утром, и не по причине того, чтобы они были чистыми, но по причине, сказанной в Зоаре (глава Ваешев), и также упомянутой в Талмуде6 – а именно чтобы устранить дух нечистоты, который пребывает на руках по той причине, что ночью, во время сна святость души удаляется от тела, и посредством омовения рук мы освящаемся святостью Вс-вышнего, благословен Он, посредством того, что льем воду из сосуда, подобно коэну, освящавшему свои руки из умывальника, и поэтому мудрецы постановили произносить в благословении слова «который освятил…».

И в любом случае, для того чтобы на практике также последовать первому мнению, следует также искать воду до расстояния одной мили перед полуденной и вечерней молитвами. Однако благословение произносить не следует, ибо там, где есть сомнение произносить ли благословение – постановляем в сторону облегчения. Не требуется также сосуд для омовения, руки могут быть омыты даже в сосуде, который не является целым, или в воде собранной с земли, и даже если объем воды меньше чем ревиит7, и тем самым такая вода не годилась бы для омовения рук перед трапезой. Причина в том, что так как омовение рук перед молитвой делается только для чистоты – сосуд не требуется, как не требуется то, чтобы воду лил человек, и также не требуется соответствие требований кошерности воды, как и остальные требования, делающие воду пригодной для омовения рук перед трапезой.

Однако также как и при омовении рук перед трапезой следует омыть пальцы до сустава, т.е. до того места, где пальцы соединяются с ладонью, как об этом сказано в первом мнении в главе 161. И чтобы исполнить также требование, высказанное во втором мнении там же, следует взять немного воды в руки потереть ладони одна о другую, во исполнение сказанного «Омою руки свои в чистоте».

2.

И также в Талмуде 8мудрецы предостерегли о духе скверны, который пребывает на руках, и сказали, что он не устраняется полностью, пока руки не будут омыты трижды поочередно. И также предостерегли чрезвычайно9 о том, чтобы до омовения не касаться глаз, ушей, носа, рта, анального отверстия, места кровопускания, или ствола уда, т.е. от головки к низу, либо же ввиду нужды половых отношений. Также запретили касаться воды, заготовленной в лохани для омовения рук всех домочадцев, дабы не сделать ее нечистой своими руками. Также во время омовения своих рук из сосуда следует следить за тем, чтобы не коснуться воды в сосуде, и тем самым не сделать ее нечистой, ибо вода очищает только тогда когда льется на руки.

Особо следует следить за тем, чтобы не прикасаться к еде либо напиткам до омовения, чтобы не осквернить их. Женщин в этом отношении следует предостеречь особо, так как в большинстве своем именно они заняты приготовлением различных видов пищи. Однако не стоит опасаться прикосновения руки не еврея, так как дух скверны может пребывать только в месте святости10, которая из него удалилась, т.е. на телах евреев, на тот период времени, когда они спят и их святая душа удаляется от их тел, и тогда на их тела опускается дух скверны. Когда же душа возвращается в тело, дух нечистоты удаляется от всего тела и остается только на руках. По этой причине сложился обычай послаблять закон в отношении прикосновения маленьких детей, еще не достигнувших возраста воспитания, так как полное вхождение святой души в мужчину происходит когда ему исполняется 13 лет и один день, а в женщину – когда ей исполняется 12 лет, и поэтому с этого времени они становятся обязанными исполнять Тору и заповеди, и несут ответственность за свои поступки. Вхождение святой души начинается в возрасте когда ребенок приступает к подготовке к исполнению Торы и заповедей, как это заповедано мудрецами11 (более ранняя стадия вхождения святой души начинается с момента обрезания12. Поэтому такого человека, который осторожен в отношении прикосновения ребенка с момента обрезания и далее – «назван будет святым»13).

Короткий URL: http://www.chabad.org.ua/?p=3380

Опубликовано на ט״ו באב ה׳תשע״ג – 22.07.2013. В теме Шульхан Арух АРав. Вы можете следить за любыми отзывами на это сообщение через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв
120x600 ad code [Inner pages]
300x250 ad code [Inner pages]