|

6. Законы благословений Ашер Яцар и Элокай Нешама, а также их значения (9 параграфов)

1.

   Несмотря на то, что согласно закону из Талмуда1  благословение Ашер Яцар следует произносить только лишь после справления нужды, тем не менее в народе сложился обычай произносить это благословение каждое утро сразу после благословения «Аль Нетилас Ядаим», поскольку каждое утро человек становится «новым творением» - следует каждый день произносить благословение «который по мудрости создал человека».

     Тому, кто хочет избежать возникновения сомнительной ситуации – следует  справить нужду сразу после утреннего омовения рук. После того как он выйдет из туалета – ему следует омыть руки второй раз и произнести благословение Ашер Яцар. Таким образом это благословение засчитается ему и за то, что он должен был произнести его по случаю того что стал «новым творением».

    Желательно не произносить благословение Аль Нетилас Ядаим до того момента когда он омоет руки во второй раз после посещения туалета. В особенности если он изначально ощущал желание справить потребность, в случае чего ему запрещено произносить благословения.

  2.

    У некоторых, после того, когда они встают и сразу после этого желают идти молиться  в синагогу,  существует обычай откладывать произнесение благословения «Аль Нетилас Ядаим» до момента, пока они не придут в синагогу, где они произносят его вместе с остальными утренними благословениями, поскольку постоновление об утреннем омовении рук было вынесено в основном для того, чтобы освятить и очиститьт руки для нашего служения, подобно коэну. Который освящал свои руки перед служением, а так как основа служения это прославление и восхваление Б-га и произнесение молитвы Ему, то следует произносить благословение Аль Нетилас Ядаим непосредственно перед молитвой, ибо если бы не было молитвы, то не было бы и обязанности омывать руки.

 3.

    К чему относится вышесказанное? К случаю, когда человек идет в синагогу сразу же после омовения рук и незамедлительно начинает произносить благословения, но  запрещено делать перерыв между омовением рук и произнесением благословения посредством учебы, произнесением молитвы и тем более занятием каким-либо другим делом.

Тому, кто хочет сделать перерыв между омовением рук и произнесением благословения посредством чтения псалмов перед молитвой, либо чтением покаянных молитв в дни Слихот до начала молитвы – следует произнести благословение «Аль Нетилас Ядаим» дома, сразу после омовения рук.

 4.

    В свете вышесказанного следует выдвигать возражение тем, кому свойственен обычай во время дней Слихот и Грозных дней делать перерыв между омовением рук и благословением Аль Нетилас Ядаим и Ашер Яцар посредством чтения Слихот. Псалмов, и тому подобных вещей, ибо такое поведение недопустимо. Если до этих пор они не произнесли благословениея Аль Нетилас Ядаим и Ашер Яцар – то образуется большой перерыв и так поступать не правильно, как это было объяснено. Если же они уже произнесли эти благословения, то произнося их еще раз они произносят их впустую.

    Даже посланнику общины не следует произносить эти благословения второй раз, и даже если тем самым он хочет чтобы община исполнила свой долг, посредством того, что их услышит – тем не менее считается что он произносит эти благословения впустую, ибо в наши дне все считаются знающими, и умеющими произносить благословения самостоятельно.

    Посланнику общины, который не хочет менять сложившийся обычай поизносить благославения Аль Нетилас Ядаим и Ашер Яцар второй раз, когда он ведет молитву – не следует произносить эти благословения до того, как он начнет вести молитву и также не делать никакого перерыва между омовением рук и произнесением благословения Аль Нетилас Ядаим посредством чтения псалмов либо учебы, и тем более остальных вещей.

 5.

    Есть такие, которые следуют обычаю произносить благословения Аль Нетилас Ядаим и Ашер Яцар дома, сразу после омовения рук. Когда они приходят в синагогу, то читают все утренние благословения за исключением тех, что прочитали дома, ибо их не следует произносить во второй раз.

     Таков обычай правильный и ему надлежит следовать. Правило таково, что благословение связанное с исполнение заповеди должно предварять само действие, но в случае с омовением рук невозможно произнести благословение до омовения, поэтому оно должно быть произнесено после него, и следует это делать сразу на сколько это возможно, так чтобы не было никакого перерыва между омовением и благословением.

  6.

    Все благословения начинаются фразой «Барух…»  (Благословен), за исключением благословений, которые расположены в непосредственной близости к другим благословениям.  Напрмер Агава Раба следует сразу после Йоцер Ор, и фразы «Барух…», которая расположена в начале благословения Йоцер Ор достаточно для них двоих.

    Еще одним исключением из правила является благодарственное благословение, как допустим благословение «Благодарим Тебя за каждую каплю», которое произносится в благодарность за дожди. И поскольку все это благословение представляет из себя благодарение – оно не начинается с фразы «Барух…».  И это относится к случаям подобным этим.

 7.

   Благословение Элокай Нешама не присоединено к благословению Ашер Яцар, поскольку согласно закону из Талмуда сразу после того как человек просыпается он должен произнести благословение Элокай Нешама, в то время как благословение Ашер Яцар следует произхносить только после справления нужды. Благословение Элокай Нешама не начинается с фразы «Барух…» по той причине, что это благодарственное благословение.

     Тем не менее желательно произносить это благословение сразу после Ашер Яцар, так чтобы одно следовало за другим поскольку в таком случае фразы «Барух…» в начале первого благословения будет достаточно и для второго.

 8.

     Когда человек просыпается рано и знает что вернется ко сну на продолжительный промежуток времени2, то ему следует произнести благословение Элокай Нешама без завершающей фразы «Барух…». И перед тем как лечь спать второй раз ему следует произнести благословение Амапиль без открывающей фразы «Барух…». Ему слудует начать «Барух Амапиль Хевлей…» и дойти до конца благословения до фразы «Барух…» не включительно.

    Когда он просыпается во второй раз ему следует произнести Элокай Нешама и завершить фразой «Барух…». На этот раз ему не следует произносить благословение Аль Нетилас Ядаим, но только лишь когда он просыпается в первый раз, как объяснено в главе 4.

9.

   Есть люди следующие обычаю, который заключается в том, что после того как один человек произнес утренние благословения и остальные ответили на каждое из его благословений «амен», один из отвечавших также начинает произносить все утренние благословения,  и все остальные отвечают «амен» на каждое благословение, и таким образом поступают все, кто уже ответил «амен», и они делают так для того, чтобы ответить «амен» 90 раз в день3.

    Не стоит препятствовать им, говоря что они уже исполнили свой долг тем что ответили «амен» вначале, поскольку ни один из произносивших благословения не имел намерения помочь исполнить долг остальным, а если благославляющий и имел такое намерение – все же остальные такого намерения не имели.

Короткий URL: http://www.chabad.org.ua/?p=3585

Опубликовано на י״ב באלול ה׳תשע״ג – 18.08.2013. В теме Шульхан Арух АРав. Вы можете следить за любыми отзывами на это сообщение через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв
120x600 ad code [Inner pages]
300x250 ad code [Inner pages]